Творчество и обучение со STABILO
Теперь следить за новостями, участвовать в конкурсах, получать информацию о новинках вы можете в наших группах в соцсетях
Наши группы в соцсетях
Интернет-магазин Конкурсы рисунка

Мастер-классы от 10 лет и выше - Портрет

Мастерклассы / Мастер-классы от 10 лет и выше / Портрет

Изображение частей лица: Рот

Рот, как часть лица, играет  важнейшую роль  в человеческом общении. Любые эмоциональные переживания обязательно приводят к изменениям положения рта, более или менее заметным. Кроме того, использование речи требует особого внимания к этим изменениям. Неслучайно, человеку бывает легче понять тихого собеседника, если он может наблюдать процесс говорения, и, изучая язык, так важно иметь наглядный пример того, как произносят те или иные звукосочетания.

Вопреки расхожему стереотипу, рот – это не только губы, это целая область от основания носа до подбородка. Сами губы – это только часть слизистой оболочки рта, вывернутая наружу. Мы, конечно, будем рисовать только внешнюю поверхность и в объяснении использовать следующие названия:

1) Разрез рта (ротовая щель), 2)бугорки губ, 3)уголки рта, 4) носогубный фильтр (желобок от основания носа до верхней губы), 5) носогубная складка, 6)складка подбородка.

Внешний вид рта определяется в основном строением верхней и нижней челюсти и круговой мышцы рта. На рисунке 2. Показаны направления мышечных волокон, что нам пригодится для определения направления штриха. Синим цветом условно обозначены границы челюстей и нижний край костей подбородка. Разрез рта проходит по линии, где смыкаются зубы и по ширине соответствует расстоянию между клыками.  Губы сохраняют свой объем благодаря зубам. Когда человек утрачивает зубы, губы вваливаются внутрь и снаружи видна лишь полоска разреза рта. У людей с сильно выдающимися вперед  челюстями губы, как правило, пухлые (как у негроидной расы). Если челюсти сходятся относительно параллельно друг другу, губы тоньше и более плоские. Также зубы влияют на вид носогубного фильтра. Очень активно выступает эта часть у людей с более развитыми передними двумя зубами. Если же у человека больше выступают клыки, область над верхней губой выглядит более ровной, плоской. Верхняя губа обычно в большей или меньшей степени выступает над нижней и это зависит от правильности прикуса. В нашем рисунке бугорок верхней губы будет самой ближней к нам, выступающей частью области рта. Губы выступают сильнее, чем подбородок, но, конечно меньше, чем кончик носа. Теперь, когда у нас появилось некоторое чувство формы и вдохновение хорошо ухаживать за зубами, переходим к построению рисунка.

Изображение частей лица: Рот

 Для начала нам нужен простой карандаш средней твердости и лист плотной бумаги. Начинаем рисовать легким линиями, не сильно надавливая на карандаш. Проведем  вертикальную линию симметрии по центру листа. Наметим внизу край подбородка и сверху край кончика носа. Для удобства можно сразу задать ширину лица и контур всего подбородка. Примерно в середине отрезка между кончиком носа и границей подбородка рисуем горизонтальную дугу. Это будет линия разреза рта. (У взрослых мужчин с массивным подбородком  на этом уровне будет находиться край нижней губы. У женщин, как правило, подбородок меньше  и пропорции иные.) Ширину разреза рта обычно определяют по расстоянию между зрачками (при фронтальном изображении). Мы же будет ориентироваться на подбородок. Расстояние от края подбородка до середины рта примерно соответствует ширине рта.

Теперь, ориентируясь на линию разреза рта, находим границы нижней и верхней губы. Нижняя должна получиться шире, чем верхняя. Рисуем контур губ тонкими линиями. Форма губ значительно сложнее, чем просто дуга. В целом ее задают три шарообразных бугорка (см. рис. 2). Верхний бугорок слегка заходит за границу разреза рта на верхнюю губу.  А в верхней части, где заканчивается носогубный фильтр, имеется ямка, рассекающая верхнюю губу пополам. Таким образом получается похожая на букву «М» форма. Два смыкающихся шаровидных бугорка нижней губы задают более объемную и однородную форму. В середине, на стыке бугорков она слегка сужается. На данном этапе рисования также понадобится обозначить границы подбородка, щек и складки носогубного фильтра.

Изображение частей лица: Рот

Сложность в изображении рта заключается в том, что здесь на маленьком участке находится большое количество значимых изменений объемов. На 5-м рисунке они показаны более детально: на изображениях губ в трех ракурсах дугообразной линией показаны основные изменения формы. В тональном рисунке важно обозначить ямочку над верхней губой в ложбинке носогубного фильтра.  У самой границы верхней губы начинается подъем, и эта область обычно оказывается хорошо освещенной. Ниже, уже на территории слизистой, форма довольно резко идет вперед, и, достигнув вершины бугорка, опять уходит вглубь. На нижней губе такого резкого выступа нет, ее нижний край немного «нависает»  над областью под губой, и там образуется выраженная тень. Под нижней губой еще есть небольшой валик – складка нижней губы и далее – переход к подбородку. При изображении губ важно штрихом показывать переходы форм по бугоркам. При внимательном рассмотрении их довольно легко обнаружить: небольшие трещинки и перетяжки на губах четко повторяют изменения объемов.

 Изучив форму, добавляем складки на губах, под ними, обозначаем границы бугорка подбородка. Проверяем симметрию и по возможности выравниваем все, что у нас получилось. После этого избавляемся от всех линий построения, оставляем только основные формообразующие легкие линии. Облегчаем карандашный рисунок и переходим к работе цветом.

Изображение частей лица: Рот

 Берем цветные карандаши и начинаем закладывать основные фоновые цвета легкой тушевкой. Все моменты, связанные с переходом формы, которые мы обсуждали, нам здесь пригодятся. Можно смело пройтись розовым и охристым карандашами по всей изображаемой области, кроме участков с бликами. В нашем случае это следующие области:  кончик носа, вершины складок носогубного фильтра, выступающая область над верхней губой, выступающая часть нижней губы, выступающая часть подбородка. Свет у нас идет сверху, больше слева. Поэтому левая сторона лица будет светлее по общему тону, а правая – темнее, и на ней будут более глубокие теневые участки (особенно под носом, нижней губой и в области подбородка). На участках кожи с более насыщенным цветом добавляем красно-коричневый и светло-коричневый карандаши, в тенях холодновато-коричневые оттенки, серые, можно использовать легкую тушевку фиолетовым. На слизистой губ цвет лучше сразу наносить легким штрихом по форме. Используем розовый, малиновый, красный карандаши. В тенях – серые и фиолетовые оттенки. Губы не должны получиться резко очерченными. Мы не видим там жестких линий по контуру. В этих участках форма губ мягко заворачивается, и именно это нужно постараться передать штрихом.

Изображение частей лица: Рот

Финальная наша задача – акценты и важные детали. Оценив все в целом, дорабатываем распределение тона. Важно «вытащить» кончик носа на первый план, усилив на нем цвета и тени (см. мастер-класс по рисованию носа). Легко выделяем тенями складки (носогубная, у подбородка), складка носогубного фильтра должна частично уйти в тень и наиболее насыщенный тон – пойти вдоль верхней губы. Не забываем о подбородке: выступающую часть выделяем красновато-коричневыми оттенками, усиливаем тени в нижней части. В целом усиливаем  тени  под носом, нижней губой и между губами. Причем самые заметные теневые участки – по краям бугорка верхней губы, а в уголках рта они мягче. Верхняя губа в целом темнее нижней при верхнем освещении, и блики на ней не такие яркие, как на нижней. Сделаем более насыщенный тон на выступающих и наиболее близких к нам бугорках губ, ластиком выделим блики, если нужно.  Рисунок готов.


STABILO4KIDS.RU 2020